Трансмиссия — совокупность механизмов и агрегатов, соединяющих двигатель с ведущими колесами автомобиля.
Предназначена для передачи, изменения и распределения крутящего момента двигателя на ведущие колеса автомобиля.
Виды трансмиссий
Различают три основных вида трансмиссии, в зависимости от того какие колеса ведущие:
-переднеприводная трансмиссия (передние ведущие колеса);
-заднеприводная трансмиссия (задние ведущие колеса);
-полноприводная трансмиссия (все колеса ведущие).
Трансмиссия может иметь значительные различия компоновки и строения в зависимости от вида привода автомобиля.
Классификация трансмиссий по методу передачи и преобразования момента
-механическая трансмиссия (передает и преобразует механическую работу);
-электрическая трансмиссия (превращает механическую работу двигателя в электрическую и передает её на ведущие колеса, где обратно преобразуется в механическую работу);
-гидравлическая трансмиссия (механическая работа двигателя изменяется и передается посредством давления жидкости к ведущим колесам автомобиля, где обратно преобразуется в механическую работу);
-комбинированная или гибридная трансмиссия (гидромеханическая, электромеханическая и т.д.).
В легковом автомобилестроении наибольшее распространение имеет механическая и гидромеханическая трансмиссия.
Состав трансмиссии
В состав трансмиссии входит:
-сцепление;
-коробка передач;
-главная передача;
-дифференциал;
-полуоси;
-карданная передача;
-раздаточная коробка;
-коробка отбора мощности (устанавливается на спецтехнике).
Выше перечисленный состав относится к механической трансмиссии.
В гидромеханической трансмиссии вместо сцепления используется гидромуфта либо гидротрансформатор.
Сцепление — механизм, предназначенный для передачи крутящего момента, плавного переключения передач и кратковременного разъединения трансмиссии от маховика двигателя.
Находится между маховиком двигателя и коробкой передач.
Работа сцепления основана на действии силы трения скольжения по подобию фрикционной муфты.
Коробка передач — механизм, предназначенный для изменения крутящего момента двигателя, скорости и направления вращения колес, а также для длительного разъединения трансмиссии от двигателя.
Наиболее распространенные типы коробок передач:
-механическая КПП;
-автоматическая КПП;
-роботизированная КПП;
-Вариатор.
Главная передача — механизм, служащий для увеличения крутящего момента и передачи его к ведущим колесам.
На автомобилях обычно выполнятся в виде зубчатого (шестерёнчатого) механизма и находится отдельным узлом на ведущем мосте автомобиля, либо в одном корпусе с коробкой передач.
Дифференциал – механизм, необходимый для распределения крутящего момента на полуоси ведущих колес автомобиля, либо для распределения крутящего момента между ведущими осями автомобиля.
Делится на:
Межколесный;
Межосевой.
Межколесный дифференциал используется для распределения крутящего момента на полуоси ведущих колес автомобиля. Обычно находится в паре с главной передачей.
Межосевой дифференциал применяется на полноприводных автомобилях повышенной проходимости для распределения крутящего момента между ведущими осями. Как правило, находится в раздаточной коробке.
Полуось – вал, передающий крутящий момент от дифференциала на ведущее колесо автомобиля.
Состоит из:
Вала;
Внутреннего ШРУСа;
Внешнего ШРУСа.
В заднеприводных автомобилях с классическим мостом ШРУС отсутствует и в зависимости от строения полуоси делится на два вида:
Разгруженные;
Полуразгруженные.
Раздаточная коробка — агрегат, функции которой заключаются в распределении крутящего момента на ведущие оси автомобиля, блокировка межосевого дифференциала, увеличения крутящего момента на бездорожье.
Устанавливается на полноприводных автомобилях повышенной проходимости.
Коробка отбора мощности – механизм, функции которой заключается в перенаправлении части энергии, получаемой от двигателя, для привода вспомогательного оборудования, не имеющего непосредственного отношения к движению автомобиля.
Устанавливается на спецтехнике.